Created with Sketch. Created with Sketch.

Асель Садвакасова: «Наши зрители стали искушенными, их не обманешь»

11 апреля вышла в прокат казахстанская комедия «Семьянин». Это девятый продюсерский проект популярной актрисы Асель Садвакасовой и ее команды. Редакция MEGAzine встретилась с Асель в MEGA Alma-Ata, чтобы поговорить о ее новой картине, секретах конкурентоспособного кино и ответственности перед зрителем.
Асель Садвакасова: «Наши зрители стали искушенными, их не обманешь»

— «Семьянин» — третий фильм, который вы выпускаете в прокат с начала этого года (до этого на экран вышли картины «Келинка тоже человек — 2» и «Кино по понятиям» — прим. ред.). В связи с чем взяли такой темп?
— Я сама не поняла, как это произошло (смеется). То есть, специально мы ничего не планировали, все шло в рабочем режиме и оказалось, что премьеры идут одна за другой. На самом деле, ни для кого не секрет, что зима, весна и осень — лучшее время для выхода фильмов, в Казахстане, по крайней мере. Потому что, начиная с мая, в прокате стартуют очень сильные голливудские картины, такие как «Мстители», «Алладин», «Король Лев», и в эти даты, я думаю, нам выходить не стоит. Казахстанские картины обычно возвращаются в прокат осенью, когда начинаются осенние каникулы, и, естественно, на Новый год. Хотя в следующем году нам придется нелегко: в конце 2020 года выходит «Аватар 2», это очень ожидаемый проект, с которым никто не сможет конкурировать.
— Давайте поговорим про комедию «Семьянин». Расскажите, о чем эта картина, и почему нашим читателям стоит на нее идти?
— Это картина о стандартной жизненной ситуации, которую проживают большинство людей в нашей стране. Главный герой — обычный таксист, он много работает, у него хорошая семья — жена, замечательная дочь, но он постоянно жалуется на жизнь. В итоге он встречает загадочного человека, который предлагает нашему герою решить все его проблемы. На следующий день герой просыпается в новой квартире, рядом с ним красивая молодая девушка, есть личный охранник… В общем, он оказался в какой-то параллельной реальности, где есть все, о чем он мечтал, но нет его семьи. Он пытается вернуть своих любимых и понимает, что главное в жизни не деньги, а близкие и родные люди, семья.
— Расскажите о творческой группе, которая делала вместе с вами этот фильм, кого мы увидим на экране?
— Главную роль играет наш любимый Абунасыр Сериков. Народ его просто обожает, ему всегда рады, мы давно уже заметили это отношение зрителей к нему. Также в фильме играет Кайрат Адилгерей, популярный актер и телеведущий, он ведет программу «Түнгі студия», Марйам Сатаева, ну, и я. Мне нравится этот проект тем, что в нем много новых лиц. Причем, это касается не только актеров. Мы с партнерами доверили этот фильм молодому режиссеру Фархату Кулбаеву, новичку, который до этого никогда ничего не снимал. И знаете, я осталась очень довольна его работой. Но итоговую оценку вынесет, конечно, зритель. Мы собирали фокус-группу, показывали ей фильм и, конечно, больше на него реагирует женская аудитория. Первые слова женщин после просмотра: «Надо обязательно мужу показать».

Асель Садвакасова: «Наши зрители стали искушенными, их не обманешь»
— Асель Садвакасова на сегодняшний день — это больше актриса или продюсер? Как вы сейчас определяете себя в кинематографе?
— Сейчас я в основном играю только в своих проектах. За последние три года я стала самой востребованной и популярной актрисой Казахстана, по крайней мере, в своем возрастном сегменте, и для меня очень опасно играть в каких-то непонятных проектах. Мне комфортнее играть в своих: я знаю сценарий, я знаю, как примерно все получится, что это будет качественно. В самом начале своего пути я соглашалась абсолютно на все: будешь играть дерево? Буду! Я снималась и в хороших, и в плохих проектах, я очень хотела быть актрисой. И это нормально. Сейчас я говорю молодежи, что они должны браться за любую работу. Это становление, это отличный опыт. Если так посмотреть, то на данный момент я все-таки больше актриса, я задействована во многих проектах, но комфортнее мне все-таки играть в своих фильмах, либо у режиссеров, с которыми я уже работала.
— Сейчас в Казахстане снимают много картин, большинство из них комедии, это как раз то поле, на котором играете вы, конкуренция очень большая. Как снять хороший фильм, чтобы достойно конкурировать хотя бы в нашем казахстанском сегменте?
— Да, действительно, фильмов снимается очень много, в кинематограф идут популярные люди, которые раньше этим не занимались. Никому не в обиду, но невозможно заниматься и тем, и другим, и пятым, и десятым. Я и сама когда-то пела, но когда занялась кино, то полностью отсекла свою певческую карьеру и сосредоточилась на актерской профессии. Это очень сложный бизнес, ненормированный график. Конечно, сейчас у нашей команды уже есть опыт, мы можем выпускать новую картину раз в три месяца, это уже просто процесс. Чтобы создать хороший фильм, в первую очередь, нужно довериться профессионалам. Я, например, никогда не лезу в творческий процесс на момент создания сценария. Я могу вносить корректировки, но я доверяю своей команде. Потом есть еще один интересный момент: очень важно, чтобы не замылился глаз. Наша основная аудитория — это молодые люди 20−25 лет, студенты, старшеклассники, и очень важно понять, на какой они волне. Поэтому я стараюсь доверять режиссеру, сценаристам и, надеюсь, что мы находимся в этой волне. С другой стороны, мне хочется снимать разное кино, для разной аудитории. К примеру, «Кино по понятиям» — это, наверное, мой первый опыт снять фильм для мужчин, потому что раньше я в основном ориентировалась именно на женскую аудиторию, я снимала про себя, про своих друзей. «Семьянин» в этом плане очень интересное кино: фильм очень хорошо приняли женщины, но с другой стороны он тоже очень мужской.
Могу сказать, что из 50 казахстанских фильмов, которые выходят за год, «стреляет» 5−6, все остальные проваливаются, к сожалению. Неважно, с какими бюджетами они выходят, с какими актерами, но если есть «провисание» в сценарии или режиссуре, то все. Наших зрителей уже не обманешь, они стали искушенными.
— Если говорить о жанрах, то в основном у нас снимают комедии. Они лучше продаются, их легче снимать, зритель не готов к другим жанрам — почему такой культ жанра?
— Для начала скажу, что комедии снимать очень тяжело, тяжело найти актеров. Думаете, почему у нас в комедиях снимаются одни и те же люди? Потому что не все могут играть в этом жанре. Многие актрисы боятся, что в комедийной роли будут выглядеть некрасиво или нелепо, мужчин это, кстати, тоже касается. Наверное, эти люди просто выбрали не ту профессию. Почему у нас снимают комедии? Во-первых, это небольшой бюджет. Да, снимать комедию сложно — заставить людей заплакать легче, чем засмеяться, покажите им котенка и все. Но драмы или мелодрамы, если они без элементов фэнтези, как «Аватар» или «Мстители», проваливаются и в мировом прокате. Даже Голливуд таких проектов производит немного. Когда мы снимали «Кино по понятиям», то попробовали миксовать несколько жанров: боевик, экшн, у нас были постановочные съемки с каскадерами. Это очень долгий и дорогостоящий процесс: драку в самом начале фильма, которая на экране длится одну минуту, мы снимали сутки. Раньше я очень снисходительно относилась к боевикам, но теперь поняла, как тяжело их снимать, да и бюджет вырастает, как минимум, в два раза. Исторические фильмы — это тоже огромный бюджет. А мы ведь снимаем на свои деньги, нам не выделяет их «Казахфильм». Это основные причины, почему все снимают комедии. Ну и зритель: он хочет либо зрелищное кино, либо комедию, и во всем мире это так.
— Успешность фильма вы оцениваете только кассовыми сборами или есть еще другие критерии? Было такое, что фильм собрал не очень большую кассу, но вы им остались довольны на 100%?
— Да, так было с картиной «Келинка тоже человек». Мы «отбились» и даже были в плюсе, но сборы были не такими, как я ожидала. Зато какой фидбэк я получила и получаю до сих пор! Этот фильм продолжает жить и после кинотеатрального проката, ко мне подходят люди, благодарят, говорят о нем. Для меня первостепенна зрительская любовь, чтобы кино понравилось людям, потому что коммерческие фильмы снимаются только для зрителей. Параллельно я делаю еще и авторские фильмы, их я, в первую очередь, снимаю для себя, это проекты с фестивальной историей. Но, естественно, касса и финансовый успех обязательны, у меня есть ответственность перед партнерами и перед самой собой.

фото: Алексей Попов