Created with Sketch. Created with Sketch.

Анита Акишева: «Отказаться от пластиковых пакетов — самое малое, что мы можем сделать»

По разным данным период разложения пластика в земле составляет от 100 до 400 лет. Цифры сильно разнятся, ведь полностью разложившегося пластикового пакета еще никто не видел — человечество начало их использовать относительно недавно. Однако за эти 60 лет мы успели наводнить пластиком землю и мировой океан и нанести большой ущерб экологии. В такой ситуации отказ от пластиковых пакетов и замена их эко-сумками — важный шаг, который люди могут сделать навстречу природе. Редакция MEGAzine встретилась со стратегическим дизайнером Анитой Акишевой и записала ее рассуждения об осознанном потреблении.

Анита Акишева: «Отказаться от пластиковых пакетов — самое малое, что мы можем сделать»

Об осознанном потреблении
Я начала задумываться об этом, когда работала в «Бюро» (Анита была главным редактором и креативным директором Buro 24/7 Kazakhstan — прим. ред.) Мой коллега и друг Куат Абешев с самого начала говорил, что мы должны перестать использовать пластиковые пакеты и заказывать еду в пластиковых контейнерах, что мы все должны собирать на переработку. Это было 5 лет назад, и тогда я никак не отреагировала, как, наверное, многие люди. Но Куат — молодец, он все время нам об этом напоминал, и я начала потихоньку задумываться. Например, собирать в офисе батарейки на переработку — это уже была моя инициатива (мы потребляли огромное количество батареек с «маковскими» мышками).
Потом я поехала в Милан и уже столкнулась с необходимостью: не «я могу, если хочу», а я обязана сортировать мусор, обязана не использовать пластиковые пакеты (в супермаркетах были только платные биоразлагаемые пакеты). Я купила себе авоськи, какие-то сумки и с ними ходила на базар и в супермаркет. Мне это понравилось, я даже стала чувствовать себя лучше. Когда начинаешь жить осознанно, ответственно и понимаешь, что ты действительно вносишь какой-то вклад, это классно.

Анита Акишева: «Отказаться от пластиковых пакетов — самое малое, что мы можем сделать»

Об эко-шопперах
Хотелось бы, чтобы производители эко-шопперов задумались о том, что, по идее, такая сумка должна быть вечной. У нее должно быть хорошее соотношение качества и цены, и с ней должно быть не стыдно выйти на улицу, с гордостью пойти в супермаркет. Поэтому большое внимание стоит уделить дизайну и принту, который делают на сумке. Если не получается, лучше сделать просто однотонную сумку, и она будет более востребована. У нас очень много стильных девушек и парней, нужно просто посмотреть, что они носят, провести исследование. Носят ли они сумки с цветочными принтами? Наверное, нет. Так что пусть это лучше будет что-то нейтральное, однотонное. Написать на сумке слоган — это классно. Например, как у H&M. Там сильный призыв: Great fashion should never go to waste. Это как заявление, которое я хочу нести в мир.
Цена, конечно, играет роль. Я думаю, 500−1000 тенге на начальном этапе — это нормально. Если у вас хороший дизайн, качественно все прошито, мне кажется, это нормальная цена.
Я думаю, основной таргет сейчас должен быть на молодых людей. Поэтому нужно смотреть, что им нравится, что сейчас в моде, что делают за границей, как там пытаются маркетинговыми приемами воздействовать на людей, чтобы они действительно задумались и начали покупать эти сумки и не использовать пластик.

Анита Акишева: «Отказаться от пластиковых пакетов — самое малое, что мы можем сделать»

О пластиковых пакетах
Мелкий пластик самый вредный, самый сложный в переработке, именно он попадает в мировой океан и загрязняет его. Единственная мера — вообще «забанить» пластиковые пакеты, как это сделали в Африке, во Франции и некоторых других странах. Биоразлагаемые пакеты должны продаваться за 5−10 тенге, чтобы это было не существенно, но в то же время побуждало людей приобретать авоськи, многоразовые сумки, сумки на колесах, с которыми можно ходить на базар. Или же переходить на бумажные пакеты. В Казахстане можно начать хотя бы с того, что сделать пластиковые пакеты платными, пусть они стоят 40−50 тенге. Когда я открываю какой-нибудь шкаф и вижу ворох пакетов, этот бесконечный пластик, от которого еще и идет специфический запах, это уже становится неприятно на физическом уровне. Вот этого хотелось бы добиться: чтобы даже тело отвергало это.
Сейчас появилось много эко-приложений, эко-магазинов, органической косметики и это здорово. Люди потихоньку начинают осознанно потреблять. И отказ от пластиковых пакетов — самое малое и простое, что мы можем сделать, это дело привычки. Если человек хочет жить осознанно, то это самый лучший первый шаг.

Фото: Алексей Попов


Смотрите также:

Правильный тренд: эко-шопперы