Created with Sketch. Created with Sketch.

Вероника Насальская: «Театр должен стать нашей повседневной практикой»

Если бы достопримечательностями в городах считались не места, а люди, то Вероника Насальская точно была бы одной из них. В начале 2000-х она познакомила Алматы с независимым театром и стала человеком, который так или иначе определяет арт-повестку нашего города.

Два года назад Вероника создала экспериментальный театр «БАТА», который до сих пор существовал как концептуальный культурный проект вне рамок собственного помещения. В этом сезоне у театра появился дом, а новоселье будут отмечать спектаклем «Иранская конференция» культового российского драматурга Ивана Вырыпаева.

Незадолго до премьеры мы пригласили Веронику Насальскую в MEGA Alma-Ata и узнали, чего ждать от нового сезона в современном театре.

Вероника Насальская: «Театр должен стать нашей повседневной практикой»

Интервью: Антонина Кукаева
Фото: Алексей Попов

О пространстве художественного минимализма

Мне всегда было понятно, что для театра очень важно иметь свой дом, во всяком случае, в нашей ментальности. Зритель должен понимать, куда он ходит ногами, кого он там увидит, какие эмоции получит. Важно сформировать у зрителя в мозгу нейронную связь между местом, действием и обстоятельствами.
Мы долгое время думали, что станет локацией театра «БАТА» на ближайшее время. В какой-то момент все сложилось и мы заглянули на завод Кирова. Мировая, европейская и даже уже российская практика показывает, что театр на заводе — это вот так (щелкает пальцами). Большие пространства, большие электрические мощности — все предназначено для того, чтобы переоборудовать их в современные театральные зоны. Поначалу мы думали, что это будет какой-то большой цех, представляли себе потолки высотой 25 тысяч метров… А потом заглянули в одно камерное пространство, примерно 130 квадратов, и влюбились.
Это бывший кабинет директора завода с прилегающими помещениями, объединенными в один зал. От его центральных окон начинается улица Байтурсынова, она идет вверх, мы видим уходящую перспективу города… Мы назвали это помещение пространством художественного минимализма. Все, что будет происходить там, лишено в определенном смысле привычной театральности. Там не будет громоздких декораций, огромных осветительных приборов, не будет многого, что люди привыкли видеть в обычном театре. У нас есть целый манифест, в нем говорится, что театр должен стать нашей повседневной практикой. Практикой нашей обыденности.

Вероника Насальская: «Театр должен стать нашей повседневной практикой»

О премьерном спектакле

Мы будем открывать площадку спектаклем «Иранская конференция». Это новый текст Ивана Вырыпаева, очень актуальная пьеса, которая несколько месяцев назад была поставлена в Театре наций Евгения Миронова. Когда мы ее прочитали, я сразу позвонила Ивану и попросила разрешения на постановку. У нас с ним есть общие учителя, общие культурные корни, и он был очень рад этому предложению, потому что это будет первая работа с «Иранской конференцией» в Центральной Азии.
Это очень зрелый текст. С одной стороны, он поднимает вопросы социального, политического характера, а с другой стороны — он совершенно не об этом. Это пьеса о морально-этических принципах, о вопросах духовности, как это ни пошло сейчас звучит, о философских вопросах. Но самое важное — пьеса очень глубоко попадает в сегодняшний день, в сердца современных людей, в том числе и в Казахстане. Мне кажется, это очень важная работа для Алматы, такой хороший вызов: готова ли наша публика к диалогу на такую тему? Пьеса абсолютно «диаложная», формат конференции и диалога со зрителем в ней сохраняется.
В нашей постановке всех десятерых персонажей пьесы играют пять человек: Куба Адылов, Дмитрий Хольцманн, Дмитрий Дягилев, Вячеслав Евстафьев (у него одна роль, ведущего конференции) и я. Это принципиальное решение, которое мы взяли для работы с этим материалом, потому что в каждом из нас живет несколько позиций на одну и ту же тему. Поэтому, когда актеры проигрывают иногда совершенно диаметрально противоположные ракурсы зрения на один и тот же вопрос, сталкивают внутри себя совершенно конфликтующих персонажей — это очень интересный срез для изучения и актерского существования.

О современном казахстанском театре

Театр сейчас — это все, что угодно с точки зрения пространства. И в этой свободе есть определенная точка нашей внутренней константы. Для меня это глубокая настоящая работа с процессами, живой контакт со зрителем, диалог. Я продолжаю настаивать на любимом мною камерном формате общения со зрителем. Все может меняться, но эти вещи я бы хотела сохранить. Сохранить все лучшие традиции современного театра, которые мы начинали в 2000-х годах в этом городе.
Театром в Казахстане сейчас действительно в основном занимаются женщины. В начале 2000-х мы задали настроение этой женской энергии, многих вдохновили, проторили дорогу. А когда есть лыжня, удобно ехать по лыжне. Но я не скажу, что меня это явление радует. Я считаю, что в театре важно, чтобы и мужская, и женская энергии были заявлены в полной мере. В театре «БАТА» я с огромным счастьем работаю практически только с мужчинами. И не потому, что вдруг принципиально поменяла свою внутреннюю парадигму развития, просто так случилось. Я чувствую, что такие качества женской энергии как гибкость, мобильность, возможность «переваривать» сразу огромное количество процессов, все это хочется поставить на опору настоящей глубокой мужской энергии, основательной и очень сосредоточенной, объединить их вместе. Поэтому мой нынешний вкус для театра «БАТА» он до какой-то степени патриархальный. Хотя я сама являюсь руководителем театра, я нахожусь в окружении сильных мужчин, сильных и физически, и творчески, и эмоционально. Которые идут и автономно от театра «БАТА», и вместе с ним.

Премьера спектакля «Иранская конференция» в театре «БАТА» состоится 30 ноября и 1 декабря, а также 14 и 15 декабря в новом пространстве театра на ул. Макатева, 127/3. Билеты доступны для бронирования по номеру +7 777 172 00 33.