Created with Sketch. Created with Sketch.

Когда Astana Group вернёт деньги, занятые у государства на строительство Mega Silk Way

Когда Astana Group вернёт деньги, занятые у государства на строительство Mega Silk Way

Как уже сообщал Forbes.kz, 13 февраля бизнесмен Нурлан Смагулов (№ 6 рейтинга 50 самых влиятельных бизнесменов — 2018 по версии Forbes Kazakhstan) встретился с журналистами в Алматы и в достаточно откровенной беседе, которая, кстати, транслировалась в прямом эфире в интернете, рассказал о состоянии дел дочерних компаний холдинга Astana Group, единственным владельцем которого и является г-н Смагулов.

Одним из вопросов была судьба бюджетных денег, выделенных на строительство Mega Silk Way в Астане (ТРЦ распахнул свои двери в преддверии выставки EXPO-2017).

— В Алматы в Mega нет государственных денег — там все кредиты взяты в Народном банке на коммерческих условиях под коммерческую ставку, — рассказал Нурлан Смагулов. — У государства мы заняли на Mega Silk Way.

Заём государства составлял 36 млрд тенге — деньги были выделены из Национального фонда под 3% на 16 лет.

— Это было в рамках строительства EXPO-2017. Были расчёты, исходили из того, что за эти деньги мы построим. Но когда началось строительство, произошла девальвация. Тогда мы пришли в правительство с просьбой конвертировать 36 млрд тенге. На это нам ответили отказом.

Выделенные деньги таяли. А у нас контракты со строителями — в долларах, стройматериалы — в долларах, оборудование — в долларах, — вспоминает бизнесмен. — При строительстве нам даже пришлось продать Mega Aktobe, Mega Shymkent и Mega Astana, чтобы заполнить дыру — мы «попали» на девальвации.

Правда ли, что кроме трех центров Mega вы продали личный самолёт, на котором даже ни разу не летали? — поинтересовался главный редактор Informburo. kz Михаил Дорофеев.

— Я не знал, что глубина вопросов будет такой, — рассмеялся в ответ Нурлан Смагулов. — Я долго мечтал об этом самолёте. Это был Gulfstream 450, хороший самолёт. Пролетал я на нём полтора года. Но уже через год понял, что придётся его продавать, потому что строил Mega Silk Way. Я не только самолёт, но много чего ещё личного продавал. К счастью, до картин дело не дошло. (Г-н Смагулов — известный коллекционер предметов искусства.) Вы не представляете, какой тогда был момент: государство выделило 36 млрд и больше не дало денег. А турецкие строители, не получив денег, начали покидать строительную площадку. Приходишь туда — а людей нет. И в это же время приходит контроль и говорит: вы уже должны открываться. А ещё не провели тепло, свет.

Когда Astana Group вернёт деньги, занятые у государства на строительство Mega Silk Way

Тогда Нурлан Смагулов продолжил переговоры с правительством. И дополнительные 15 млрд тенге нашлись. Но под 18,5% и из государственных источников.

На вопрос Forbes. kz, почему ни один коммерческий банк не мог дать кредит под меньший процент, бизнесмен ответил:

— Mega Silk Way — в залоге у государства, а в таком случае ни один банк не будет работать. Ни один БВУ не будет делить с государством залоги.

При этом Нурлан Смагулов заверил: он изначально не знал, что финансирование по второму кредиту пройдёт за счёт средств ЕНПФ.

— Когда я узнал, что это пенсионные деньги, — был в шоке, — вспоминает г-н Смагулов. — И пошёл шквал недовольства: почему Смагулову дали деньги пенсионного фонда? О ставке 18,5% никто даже слышать не хотел. Хотя эта ставка невероятная. Нет таких кредитов, сейчас в любом БВУ ставка 13−14%, ну, может, 15% для начинающего бизнеса. Но, во-первых, деньги ЕНПФ дают на многие проекты, не только на наш. Во-вторых, я считаю, что это хорошо, что пенсионные деньги дают под хорошие проекты. Сегодня из тех 15 млрд мы уже вернули 10 млрд 150 млн. И тут пошла другая критика: почему позволили вернуть деньги раньше срока?

Оставшиеся 4,85 млрд тенге Нурлан Смагулов планирует вернуть в ближайшие 2−3 года. При этом кредит был структурирован — теперь деньги должны фонду «Байтерек», а не ЕНПФ.

Что касается первого займа в размере 36 млрд, их решили погасить в течение 9 лет, а не 16.

— Сегодня все деньги мы направляем на погашение этого кредита. Почему? Кредит дешёвый, и пусть он вернётся государству, которое может разместить эти деньги дороже, — сообщил Нурлан Смагулов. — А ещё возвращаем досрочно потому, что весь торговый центр находится в залоге у «Байтерека». И хотя мы сами вложили в него $ 60 млн своих денег, мы не можем получать дивиденды, пока не оплатим последний тенге государству. Если взял деньги из Нацфонда, то у них особый статус, четверной контроль. У нас проверяющие — все правоохранительные органы, которые только есть в стране. Поэтому мы хотим вернуть деньги досрочно, это наша задача.

После такой истории журналисты не могли не поинтересоваться: а не пожалел ли Нурлан Смагулов, что вообще связался с проектом Mega Silk Way?

— То, что самолёт потерял, не жалею — летаю регулярными рейсами, — улыбнулся владелец Astana Group. — Сейчас я от проекта получаю огромное наслаждение. Иду по этому торговому центру, и многие меня благодарят. В Астане жёсткие климатические условия, а Mega — город в городе, люди проводят там досуг. Даже москвичи приезжают и говорят, что он у нас — ТРЦ очень душевный, у них такого нет.

При этом предприниматель регулярно думает о том, чтобы перенести модель Mega на другие рынки. Даже отправлял коллег в Гану, Марокко, Руанду, Монголию с целью рассмотреть вопрос строительства ТРЦ. Но пока решение не принято.

Источник: Forbes.kz